Администрация Шипуновского района
Шипуновский район Алтайского края

Маркировка упакованной питьевой воды

Маркировка продовольственных товаров стартовала несколько лет назад, сначала в добровольном порядке, а затем и в обязательном, и началась она с бутилированной питьевой воды.
Маркировка упакованной питьевой воды.

     В соответствии с законом, все товары, подлежащие обязательному маркированию, должны быть зарегистрированы в системе, созданной специально для отслеживания движения товарооборота в стране — ГИС МТ «Честный знак». Созданием системы занялся Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), а основными пользователями стали производители, импортеры, и конечно же, розничные продавцы продукции.
Для учета товаров было решено использовать двумерные коды Data Matrix. Основной задачей внедрения маркировочных кодов стало выявление на рынке поддельной и контрафактной продукции, что в свою очередь привело бы к большей прозрачности российского рынка и росту качества товаров. И продавец, и покупатель могут без проблем отсканировать маркировочный код товара и проверить его подлинность в специальном приложении от Честного Знака.

    В  сентябре 2021 года началась регистрация производителей и продавцов в «Честном Знаке». С этого момента участники рынка, осуществляющие оборот упакованной воды, могли в добровольном порядке зарегистрироваться в системе.

    С начала декабря 2021 года производители, импортеры и розничные продавцы обязаны маркировать природную минеральную воду. К наступлению этой даты все участники должны были внести информацию по товарам в Честный Знак, а также настроить печать и нанесение маркировочных кодов.
В марте 2022 года была введена маркировка всех остальных видов бутилированной воды в обязательном порядке. К этому моменту все, кто производит или реализует маркированные товары обязаны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный Знак», а также провести сведения о товарах в каталог и оптимизировать процесс работы с продукцией. Товарооборот бутилированной воды без маркировки становится незаконным.

    С 1 ноября 2022 года начался новый этап маркировки упакованной воды — внедрение объемно-сортового учета. Это значит, что все, кто имеет отношение к обороту бутилированной воды, обязаны передавать соответствующие данные об отгрузке и получении партий воды в Честный Знак через оператора электронного документооборота (ЭДО). Обязательными для передачи являются такие сведения, как код типа питьевой воды, а также количество единиц в партии. Маркировочные коды по каждому товару по отдельности указывать необязательно.

   С 1 марта 2023 года внесение сведений о количестве реализованной питьевой воды станет обязательным и для розничных продавцов. Этот этап должен был начаться еще в 2022 году, однако сроки были сдвинуты (согласно Постановлению Правительства РФ №477). Кассиры на розничных точках должны помимо обычного штрихкода отсканировать также маркировочный код на упаковке товара. Онлайн-касса затем направит сведения о товаре в систему маркировки.

   С 1 декабря 2023 года отправка информации о продажах маркированной воды станет обязательна также для организаций и ИП, работающих в сфере HoReCa (рестораны, кафе общественного питания, гостиницы и хостелы), государственных предприятий (столовые в школах, детских садах, больницах).

    1 марта 2025 года начнется финальный этап внедрения обязательной маркировки воды — поэкземплярный учет товаров.  Начиная с этой даты всеми участниками товарооборота соответствующей продукции должна осуществляться передача информации о каждом конкретном товаре. Универсальные передаточные документы будут заполняться в программе ЭДО при приемке, выбытии и возврате маркированной продукции. Реализация товаров в розницу будет осуществляться через кассу с обязательным сканированием маркировочного штрих-кода.

    На данный момент маркировка не была введена в обязательном порядке для следующих категорий питьевой воды:
•    Вода в бутылках, предназначенная для детского питания.
•    Вода, восстановленная изо льда и снега.
•    Вода в упаковках, предназначенная для таможенных процедур, экспорта.
•    Бутилированная вода, предназначенная для нужд дипломатических представителей.
•    Пробники и образцы, произведенные не для продажи.
•    Вода, ввозимая гражданами из-за границы для собственного потребления и прочее.
Чтобы принимать партии маркированной продукции, получателю необходимо:
•    Иметь доступ к электронному документообороту.
•    Установить программу для работы с маркировкой (СБИС, Контур и прочие).
•    Оборудовать рабочее место необходимой техникой для приемки товаров.

   Как проходит процесс приемки?
1.    Ритейлер получает от поставщика передаточный документ с штрихкодами в электронном виде.
2.    Получатель сканирует каждую бутылку с водой и сверяет с написанным в накладной.
3.    При успешной проверке и отсутствии расхождений, подтверждает документ усиленной КЭП. При наличии несоответствий отклоняет его и оформляет возврат.
На сегодняшний день маркировка питьевой воды, а также передача соответствующих данных в систему «Честный знак» обязательна для участников товарооборота данной категории. Какие же штрафы ожидают тех, кто, пренебрегая новыми правилами, продолжает производить бутилированную воду без маркировочных штрих-кодов: 

Должностные лица будут вынуждены заплатить штрафы в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
Предприниматели и организации в свою очередь заплатят от 50 000 до 300 000 рублей.
Неприятным дополнением для участников рынка станет конфискация всей не промаркированной нелегальной продукции.
За нелегальную торговлю, хранение или транспортировку, а также несоблюдение правил нанесения штрихкодов, контролирующие органы имеют право наложить штрафы следующих размеров для каждой из категорий:
От 2 000 до 4 000 рублей гражданам;
От 5 000 до 10 000 для должностных лиц;
От 50 000 до 300 000 рублей предпринимателям и организациям.

    Кроме прочего, осуществляя незаконный товарооборот маркированной продукции на сумму более полутора миллиона рублей, участники рынка рискуют попасть под уголовную ответственность и предстать перед судом.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie